Полёт на вертолёте - это способ открыть для себя тот Урал, который невозможно увидеть с земли. Вы сможете насладиться величественными видами Уральских гор, горных озёр и тайги. Через 2 - 3 часа полёта можно высадиться в тех местах Северного, Приполярного и Полярного Урала, дорога до которых занимает несколько дней. В местах, где поистине не ступала нога человека, где в полной мере можно ощутить всю силу, мощь и величие первобытной природы Северного Урала. Его реки, богатые редкими, деликатесными видами рыб, его леса с огромным количеством боровой и промысловой дичи. Незабываемые ощущения и удовольствие от рыбалки и охоты, да и просто от энергетики природы Северного Урала в её первозданном виде.
Вертолетная экспедиция клуба "Дикий Север" в долину горы Манарага.
Основным транспортным средством для такого путешествия неизменно вот уже на протяжении не одного десятка лет служат вертолёты МИ-8 в различных его модификациях.
История вертолета МИ-8 началась еще в СССР. Впервые, он был разработан в начале 60 годов. Именно он является самым массовым двухдвигательным вертолетом, причем не только в России, но и во всем мире. Основная цель применения данной летательной машины – различные боевые и гражданские операции. Ведь именно благодаря своим техническим и летным характеристикам, данная летательная машина и заслужила свой авторитет. За счет богатого спектра возможностей использования данного вертолета, его серийный выпуск начался еще в далеком 1967 году. И, несмотря на богатую историю, на сегодняшний день его используют в полетах не менее активно.
Благодаря хорошим скоростным и техническим характеристикам в совокупности с хорошей дальностью полета, модель МИ-8 является одной из самых приоритетных летательных машин для применения её в различных сферах деятельности.
Модификации вертолета МИ-8.
За все годы истории, после выхода первого прототипа было выпущено множество различных модификации данной летательной машины. Причем, каждая из этих модификации предназначалась для выполнения определенных задач. Все возможные вариации моделей вертолетов снабжались самым разным оборудованием, в зависимости от целей применения. Все модели данного вертолета можно условно разделить на несколько типов:
Опытные. Первые образцы, как самого МИ-8, так и его модификации. Иными словами это различные модели данного вертолета, в которые вносили те или иные изменения.
Пассажирские. Из названия понятно, что данные модели вертолетов служат для перевозки пассажиров. Причем, речь идет как о гражданских лицах, так и о военных. В обоих случаях он способен вместить в себе 18-30 человек, в зависимости от модификации, что делает его очень привлекательным для этой цели.
Транспортные. МИ-8 способен нести на себе груз с общей массой до 4 тонн. Не многие вертолеты могут похвастаться подобными характеристиками. А из-за возможности использования его для выполнения многоцелевых задач он и вовсе остается вне конкуренции.
Многоцелевые. Помимо всех вышеизложенных способов применения, МИ-8 способен совершать еще один ряд различных задач. В некоторых случаях их используют для выполнения ряда технических и ремонтных работ, благодаря специальному оборудованию. Не редки случаи использования МИ-8 и на поисковых и спасательных операциях. Порой, его используют и как воздушный госпиталь, опять же, с использованием специального оборудования.
Существует более 30-ти модификаций этой машины, основными среди которых являются Ми-8Т (транспортный) и Ми-8П (пассажирский).
Осенью 2018 года клуб "Дикий Север" организовал вертолетную заброску иностранных туристов в долину горы Манарага.
Конструкция вертолета МИ-8.
МИ-8 относится к классу одновинтовых вертолетов. Он имеет пять лопастей несущего винта и три лопасти рулевого винта. Лопасти винта, выполненные из цельного металла, обладают полным лонжероном, созданным из алюминиевых сплавов, спрессованных между собой. Кроме того, все лопасти вертолета имеют сигнализацию, и в случае повреждения какой либо из лопастей, пилоты будут об этом сразу же оповещены.
Фюзеляж полумонококовый каркасный состоит из кабины пилотов, грузового отсека и хвостовой балки. Кабина пилотов трехместная рассчитанная на двух летчиков и бортмеханика. Грузовая кабина может быть приспособлена для перевозки грузов или оборудована сидениями для пассажиров. В транспортном варианте погрузка производится через двухстворчатый грузовой люк.
Благодаря наличию двух двигателей, в случае отказа одного из которых, на втором автоматически увеличивается подаваемая мощность, путем использования современного оборудования. Что позволяет не терять скорости и маневренности в случае неисправностей. А это – неоспоримое преимущество среди прочих вертолетов подобной модели.
Шасси трёхопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся по полёту передней стойкой. Для предотвращения касания земли рулевым винтом есть хвостовая опора. Что позволяет вертолету приземляться даже в самых труднодоступных местах. Это является несомненным его преимуществом при приземлении на участки с неровными посадочными площадками и применение его в гористой местности.
Кроме того, на вертолете установлена одна из лучших антифризных систем. Именно она не дает вертолету обледенеть. Благодаря чему, его можно использовать даже в самых экстремальных условиях.
В пассажирском варианте в салоне вертолёта могут устанавливаться до 18 кресел, в транспортном варианте оборудован откидными скамейками на 24 места.
На вертолете МИ-8 стоит отличная система отопления и вентиляции. Она позволяет отапливать или охлаждать не только кабину пилотов, но и пассажирский салон, что делает все перелеты весьма комфортабельными. Кроме того, данная система работает еще и на передние стекла вертолета и воздухозаборники.
Вертолет МИ-8 обладает достаточно серьезной электронной начинкой. Причем она, в свою очередь, имеет абсолютно различные характеристики и предназначение. Но именно за счет нее у вертолета имеется свои особенные отличительные свойства.
Навигационно-пилотажные приборы и радиооборудование во всех модификациях вертолёта позволяют совершать полёты в любое время суток при любой погоде.
Стоит отметить, что сами по себе летные характеристики вертолета весьма привлекательны. Хорошая скорость, наряду с его грузоподъемными и пассажирскими функциями, делает его фаворитом среди подобных одновинтовых вертолетов. Несмотря на то, что самая первая модель была разработана сравнительно давно, его модификации очень активно развиваются и по сей день.
Вертолёт клуба "Дикий Север" на площадке в городе Нягань. Отсюда туристов доставляют в труднодоступные точки Северного, Приполярного и Полярного Урала.
Основные характеристики Ми-8.
Экипаж 3 человека. Максимальная взлетная масса вертолета составляет 12000 (13000) кг. Максимальная скорость 250 км/ч. Практический потолок 4500 м. Практическая дальность 480 км. Нагрузка может состоять из 4000 кг в грузовой кабине или 3000 кг на внешней подвеске. Пассажирский вариант рассчитан на перевозку 24 пассажиров.
Допустимые погодные условия для полета на вертолете.
Как и в случае с автомобилем, на вертолете можно летать почти в любую погоду и в любое время года. Однако есть несколько факторов, которые необходимо соблюдать, чтобы избежать неприятных последствий. На вертолете можно подняться в воздух даже в сильный снегопад, и осадки не будут препятствием для полетов. Гораздо опасней, по мнению пилотов, сильный порывистый ветер. Действующие ограничения по погодным условиям приводят к отмене полётов очень редко. В основном приходится оставаться на земле только из-за тумана, либо в таких исключительных ситуациях, когда есть вероятность ледяного дождя или обледенения. Одно из главных условий для вылета - наличие горизонтальной видимости и нижний край облачности не менее 100 м.
Существуют также «опасные погодные условия», при которых полеты недопустимы или даже несовместимы с жизнью: сильные осадки, гроза, шквалы, обледенение, песчаные бури, град, низкая облачность, волнение на море, туман или мгла вблизи берега. Важно помнить, что ни один экипаж, не ознакомившись с метеорологической обстановкой, не должен уходить в полет.
Вертолёт клуба "Дикий Север" доставил туристов на плато Маньпупунер. От вертолетной площадки до легендарных столбов выветривания - 1500 метров.
Основные области применения.
-перевозка грузов в грузовой кабине - до 4 тонн;
- перевозка до 24 пассажиров;
- перевозка грузов и монтажные работы с использованием внешней подвески - до 3 тонн;
- поисково-спасательные работы;
- ледовая разведка;
- сельскохозяйственные работы (опрыскивание химикатами);
- тушение пожаров;
- аэрофотосъемка;
- прыжки с парашютом.
Перевозка грузов в грузовой кабине.
Грузовая кабина вертолета Ми-8 имеет следующие размеры: ширина 2.25 м, длина 5.34 м, высота 1.8 м. Для погрузочных работ в хвостовой части вертолета открываются грузовые створки.
Общий объем перевозимого груза может составлять до 23 куб. м. Максимальная загрузка зависит от модификации Ми-8, дальности полета, высоты посадочных площадок над уровнем моря, температуры воздуха и других факторов, и составляет в среднем от 2 до 4 тонн.
Работа с внешней подвеской.
Для перевозки грузов на внешней подвеске используется комплект специального оборудования, позволяющего быстро и надежно закрепить практически любые грузы. Возможно проведение монтажных работ различной степени сложности.
Максимальный вес перевозимого на внешней подвеске груза зависит от модификации Ми-8, дальности полета, высоты посадочных площадок над уровнем моря, температуры воздуха и других факторов, и составляет до 3 тонн.
Вертолёт клуба "Дикий Север" осуществляет заброску туристов в долину горы Манарага!
Дополнительное оборудование.
В зависимости от региона авиационных работ и для обеспечения полетов по международным воздушным линиям на вертолет Ми-8 устанавливается перечень дополнительного оборудования. К такому оборудованию можно отнести метеолокатор, навигационный комплекс, ответчик, кислородное оборудование и пр.
Также возможна установка лебедки для использования в поисково-спасательных работах, комплекта внешней подвески, оборудования для тушения пожаров, виброгасителей для устранения излишних вибраций при полете вертолета, оборудования для аэрофотосъемки и т.д.
Для увеличения дальности полета вертолет Ми-8 оснащают дополнительными топливными баками - внутренними (перегоночный вариант) и внешними верхними.
Перевозка пассажиров.
Для перевозки 22 пассажиров в грузовой кабине транспортной модификации Ми-8 вдоль каждого из бортов предусмотрены откидные сиденья. Существует также конвертируемый вариант грузовой кабины Ми-8 с быстросъемными креслами.
Грузовая кабина имеет систему отопления, позволяющую использовать вертолет для перевозки людей даже в условиях Крайнего Севера.
Пассажирская модификация Ми-8Т - вертолет Ми-8П. Основное отличие от транспортной модификации - это наличие у Ми-8П пассажирского салона с удобными креслами. Возможны различные варианты компоновки и виды отделки салона, установка столиков, мини-бара, аудио- и видеосистемы, туалета, кондиционера.
Число посадочных мест в вертолете Ми-8П зависит от компоновки салона и составляет до 24 кресел для пассажиров.
Также клуб экспедиций "Дикий север" организует вертолётную заброску на рыбные реки Приполярного и Полярного Урала.
Техника безопасности при вертолетных перевозках пассажиров.
Все вертолетные перевозки пассажиров производятся на основе существующих правил безопасности.
Перед каждым вылетом для перевозки пассажиров назначается старший, ответственный за состояние вертолета, экипажа и пассажиров. Перед вылетом старший обязан проинформировать людей в салоне о средствах личной безопасности: местах расположения и способах использования (личные ремни безопасности, спасательные жилеты, кислородные маски), и действиях в случае аварийной ситуации.
Посадка пассажиров осуществляется на специально оборудованных площадках под контролем командира экипажа или его заместителя. Перед посадкой каждый пассажир проходит проверку на наличие в организме алкоголя, наркотиков или психотропных веществ. В случае выявления показателей, нарушающих правила воздушных перелетов, пассажир не допускается на вертолет.
Количество пассажиров не должно превышать количество кресел внутри воздушного судна.
Посадка и высадка осуществляется при выключенном двигателе и остановленных винтах.
При включении двигателя вертолета присутствующие на площадке люди должны отойти на безопасное расстояние от работающих винтов — не менее 50 м.
При высадке (посадке) пассажиров на площадках, подобранных с воздуха, движение пассажиров должно совершаться под углом 45 градусов к фюзеляжу и входной двери самолета. Старший группы обязан находиться в конце группы пассажиров при посадке, а при высадке - первым покидать борт воздушного судна.
Вертолёт клуба "Дикий Север" доставил туристов на Перевал Дятлова.
В случае посадки (высадки) на площадках, подобранных с воздуха, без возможности посадить вертолет пилот должен сохранять расстояние от поверхности не больше 0,5 метра.
Пассажирам при перелете запрещено отстегивать ремни безопасности, покидать кресло и перемещаться по салону, открывать входную дверь и производить манипуляции с ее элементами. Во время перевозки в салоне запрещено курить, разводить открытый огонь, распивать спиртные напитки. Для определения посадочной площадки должны использоваться дымовые факелы и фальшфаеры.